Железнодорожные перевозки наливных грузов
К наливным грузам относят все виды жидкостей, перевозимых на различные расстояния. Это могут быть пищевые, химические, опасные продукты, разные виды нефтепереработки, питьевая вода и спиртосодержащие смеси. Большое количество наливных грузов удобно перевозить в железнодорожных цистернах, которые подбираются по техническим характеристикам самого груза. Именно железнодорожное сообщение обеспечивает минимальный риск аварийных ситуаций, точность доставки и возможность отправлять очень большие партии товаров.
Виды наливных грузов
Наливные грузы – жидкие вещества, перевозимые в цистернах, контейнерах, танк-контейнерах. К видам жидкостей относят:
-
Кислоты, щелочи, красители, лаки;
-
Спирты и спиртосодержащие продукты;
-
Жидкие, вязкие смолы;
-
Сжиженные газы, включая метан, пропан, бутан;
-
Нефть и продукты ее переработки;
-
Химические, биологические продукты;
-
Винные напитки, масла, молоко и соки.
Каждый вид наливных грузов требуется строгого контроля процесса погрузки и разгрузки, выбора подходящей емкости.
Опасные наливные грузы, включая нефтепродукты, дополнительно разделяют на три подгруппы:
-
Продукты нефтеперерабатывающей промышленности с температурой возгорания до 28 °С.
-
Вещества с температурой воспламенения свыше 29 °С.
-
Жидкости с температурой угрозы взрыва более 65 °С.
Опасные грузы перевозят только в специальных контейнерах с дополнительным оборудованием, контролирующим состояние жидкости. А также с сертификацией каждого вагона и заполнением документов на него до отправки состава.
Характеристики наливных грузов
К основным характеристикам, влияющим на выбор тары, относят:
-
Плотность. Это количество массы вещества к единице объема. От плотности зависит допустимый уровень заполнения цистерны. Если его превысить, тара лопнет даже при небольшом нагревании. Для определения плотности используют прибор – денсиметр.
-
Вязкость и текучесть. Влияют на длительность погрузо-разгрузочных работ. Чем выше показатель вязкости, тем медленнее перетекает жидкость. Нередко слишком вязкий жидкий груз приходится разогревать, чтобы перелить из одной в другую емкость.
-
Параметры застывания. Гудрон, битум, нефтяные смолы необходимо перевозить только при определенных температурах, в другом случае, они застынут в пути. К примеру, гудрон помещается в цистерны с подогревом, но не выше +45 °С.
-
Испаряемость. Выделяют отдельную группу жидкостей, подверженных быстрому испарению. Часть из них относится к опасным грузам, например, бензин. Его испаряемость в 1000 раз больше, чем этот параметр мазута, дизельного топлива. Для перевозки быстро испаряющихся смесей применяют специальные цистерны, которые оборудованы плавающей крышей.
-
Теплоемкость – параметр, который влияет на длительность разогрева вязких жидкостей. Это значение указывает на количество тепла и энергии, нужной для подогрева смеси на 1 °С.
-
Взрывоопасность. Указывает на концентрацию паров жидкости, при которой произойдет взрыв при контакте с искрой, открытым огнем, раскаленным предметом. Важно учитывать при транспортировке опасных грузов.
-
Температура вспышки указывает на легковоспламеняемость. Так, к легковспыхивающим смесям относят все грузы, вспыхивающие при температуре до 61 °С. Есть вещества с отрицательным показателем воспламенения, к ним относят одну из марок бензина, у которого температура вспышки -43°С.
-
Уровень электроизоляции. Указывает на способность груза накапливать статическое электричество. Важную роль играет при организации загрузки или разгрузки. Когда жидкость двигается по трубам, она способна создавать электрический разряд при определенной скорости движения.
-
Коррозийность – кислоты, щелочи способны разъедать металл. Для их перевозки не подходят стандартные цистерны. Применяют контейнеры из нержавеющей стали с легирующими компонентами. Или гуммированные цистерны, чьи внутренние стенки покрыты битумной мастикой, препятствующей разъеданию поверхности.
-
Уровень токсичности. Опасные пары влияют на жизнедеятельность человека. Все виды опасных грузов перевозят по международным стандартам. В случае утечки токсичной жидкости необходимо эвакуировать людей и обеспечить безопасность окружающей среды.
-
Окисление. Нередко пищевые грузы могут окисляться. К примеру, молоко можно транспортировать только в специальных пищевых цистернах, в которых поддерживается оптимальная температура. Важно, чтобы стенки выполнялись из нержавеющей стали и обрабатывались перед погрузкой дезинфицирующими средствами.
Для каждого вида наливных грузов свои важные параметры. Нефтепродукты относятся к опасным грузам и перевозятся с учетом вязкости, электроизоляции, температуры вспышки и других параметров. При доставке пищевых продуктов (воды, молока) не учитывается показатель огнеопасности, хотя при транспортировке вина, спиртосодержащих продуктов и масла эти параметры важны.
Требования к транспортировке и вагонам
Железнодорожным транспортом можно перевозить жидкие грузы двумя способами: в специальных бункерных полувагонах или цистернах. По статистическим данным РЖД, в 2019 году в России использовали более 254 тыс. цистерн, чего достаточно для всего объема грузоперевозок жидкостей.
Вагоны-цистерны могут быть 4- или 8-осными. Между собой они различаются по типу перевозимой жидкости. Для отправки скоропортящихся грузов обязательно установка охладительного оборудования. Для грузоперевозки вязких смесей – модели с подогревом или теплоизолирующими установками (стенками).
К основным требованиям грузоперевозки жидкостей с помощью железнодорожных цистерн относят:
-
В сопроводительной документации обязательно указан тип перевозимого вещества. Для опасных грузов – вся разрешительная документация и сертификация тары.
-
При проверке вагона до загрузки не выявлено дефектов. Загрузочный люк и сливной клапан находятся в исправном состоянии.
-
Для пищевых продуктов проведена дезинфицирующая обработка до загрузки товара в цистерну. Дезинфекция проводится по международным стандартам. Дополнительно на груз оформляется сопроводительные документы, подтверждающие качество товара и прохождение им медосмотра.
При погрузке и выгрузке любых жидкостей важно соблюдать все необходимые меры безопасности. Для транспортировки опасных грузов обязательно нанесения маркировки на вагоны, указывающей класс опасности. Важно проверять целостность любой тары до загрузки жидкого груза.
Преимущества перевозки жд транспортом
Грузоперевозки железнодорожным транспортом отличаются хорошим соотношением цены, скорости и объемности поставки. Они идеально подходят для отправки больших партий грузов. Ведь по грузоподъемности один локомотив с максимальным количеством вагонов может сравниться только с грузовым большим морским судном.
Также к достоинствам железнодорожных поставок жидких грузов относят большую географию поставок и защищенность от воздействия атмосферных осадков. Специальные танк-контейнеры можно перегружать с одного на другой транспорт без переливания груза.
Недостатки у железнодорожных грузоперевозок также присутствуют. Локомотив может доставить груз только до конкретной ж/д станции, что исключает адресную доставку. Скорость поставки ниже, чем у автомобилей или самолетов. И цена грузоперевозки при наличии охладительного оборудования, обогрева и других приспособлений возрастает.
К списку статей