Ж/д перевозки негабаритных грузов
Развитая сеть железных дорог предназначена для перевозки различных видов и типов грузов. Большинство партий товаров формируют таким образом, чтобы упаковки помещались в стандартные крытые вагоны или на платформы. Под стандартом подразумевают такие размеры подвижного состава, которые без сложностей вписываются в повороты, проходят по тоннелям, между конструкциями мостов, инфраструктурных объектов железной дороги.
Негабаритные грузы
Возможности железной дороги позволяют перевозить и конструкции, и неразборные изделия, размеры которых больше стандартных габаритов подвижного состава по высоте, длине или ширине. К ним относятся:
- турбины электростанций;
- буровые установки;
- сельскохозяйственная, дорожная техника;
- арки мостов;
- военные машины.
Использовать автомобили, речные суда, авиацию для крупногабаритных конструкций и изделий часто невозможно. Для транспортировки по железной дороге необходимо выполнить большой объем подготовительных работ — расчет логистики, выбор платформ и вагонов, проверку состояния путей, охрану грузов.
Нормативные документы причисляют к негабаритным грузы со следующими параметрами:
- по длине — свыше 14 м;
- по высоте — 5,3 м (без учета высоты платформы);
- по ширине — более 3,25 м;
- по массе — более 23 тонн (для неразборных конструкций и изделий).
Все железнодорожные негабаритные перевозки требуют документального обоснования, оформления с соблюдением ряда формальностей.
Виды негабаритной перевозки по железной дороге
Транспортировка негабаритов вызывает сложности на каждом из этапов. Необходимо рассчитать каждую операцию:
- количество и виды погрузочно-разгрузочной техники;
- квалификацию обслуживающего персонала;
- тип, вид платформы;
- сочетание груза с остальными подвижными единицами состава;
- возможность прохождения подъемов, спусков, мостов и сложных участков пути;
- графики движения попутных и встречных составов.
В современном железнодорожном сообщении используется три основных вида перевозок негабарита. Наиболее популярные — отправительские. От поставщика требуется доставить груз на станцию, организовать погрузочные работы. Отправитель или получатель занимаются организацией разгрузки по месту назначения. Ответственность железной дороги — перевозка от места погрузки до конечной точки маршрута.
Отраслевые перевозки негабаритных грузов на железнодорожном транспорте организовывает дистрибьютор продукции определенного бренда или категории товаров. Производитель в этом случае отвечает только за продажу товара. Организацией перевозок на склады или непосредственно к получателю занимаются посредники.
Третий вид негабаритных железнодорожных перевозок — транспортные. Покупатель (заказчик) или поставщик выбирают транспортную компанию, которая занимается доставкой. Вся ответственность за сохранность и своевременность прибытия заказа возлагается на перевозчика. В каждом из видов перевозок задействованы страховые компании, учитывая сложность логистики и стоимость крупногабаритных грузов.
Порядок приема негабарита к перевозке
При перевозке негабаритных грузов железнодорожным транспортом важно соблюдать правила оформления материальных ценностей. Начинается работа еще на этапе проектирования и производства конструкций, требующих особого вида доставки. Производитель таких машин и конструкций должен заранее согласовать возможность доставки изделия заказчику с руководством РЖД.
Заявка подается в отдел доставки негабарита за 20 дней до ориентировочной даты загрузки на станции отправления. В заявке указываются:
- дата погрузки;
- номер проекта;
- типа требуемого состава;
- станции назначения;
- данные грузополучателя.
Разрешение на перевозку негабарита выдает Главное управление движения РЖД по согласованию с Департаментом движения
Погрузка и такелажные работы должны выполняться грузоотправителем в строгом соответствии с согласованным проектом. После завершения размещения груза на платформе наносятся контрольные линии, а на бортах и самом грузе — предупреждающие надписи о степени негабаритности, ограничениям по спуску с горки и т.д. В ряде случаев, например, при негабаритности 6 степени или сверхнегабаритности, на вагон устанавливается контрольная рама. Вагон под погрузку подают с готовой рамой, изготовленной по заранее согласованным чертежам.
Проверка правильности размещения и фиксации груза проводит специально созданная комиссия, состав которой прописан в Правилах грузоперевозок РЖД.
Типы составов для перевозки
Железнодорожные перевозки негабарита производятся на специально созданных единицах подвижного состава. Обычно это открытые платформы с откидными бортами и такелажными приспособлениями для фиксации крепежных элементов. Платформы бывают универсальные и специальные, например, для длинномерных или тяжелых грузов.
Для сверхнегабарита используют специальные вагоны-транспортеры платформенного или площадочного типа грузоподъемностью до 220 тонн, оборудованные 4, 6 или 8-миосными тележками. Для грузов специфической формы, круглых или квадратных, слишком высоких и т.д., используют транспортеры колодцеобразного типа с заниженной платформой. Сцепные и сочлененные транспортеры являются состоящими из нескольких платформ конструкциями, общее количество осей которых может достигать 32, а грузоподъемность — 500 тонн.
Преимущества железнодорожных перевозок негабарита
Выбор способа доставки по железным дорогам объясняется рядом весомых преимуществ перед другими видами транспортировки:
- отсутствие жестких ограничений по размеру, весу;
- высокая скорость доставки по сравнению с речными или автомобильными маршрутами;
- независимость от погодных условий;
- разветвленная сеть путей, позволяющих доставить груз практически в любую точку страны без перевалки;
- низкие удельные цены на транспортировку больших объемов товаров.
В статье использовано изображение от aleksandarlittlewolf на Freepik
К списку статей