Рефрижераторные железнодорожные перевозки
Часть грузов, которые транспортируются по железным дорогам, требуют особых условий хранения во время пути. Чаще всего это касается температурного режима как в плане подогрева, так и в плане охлаждения. Для перевозки таких грузов используют специальные вагоны, термосы или рефрижераторы, а также транспортные единицы с усиленным режимом вентиляции. Грузы, требующие особых условий перевозки, объединены в одну категорию и названы режимными.
Какие грузы подпадают под определение режимных
В зависимости от вида груза в транспортном отсеке создаются специальные условия. Они создаются в вагонах-рефрижераторах, рефрижераторных контейнерах, отдельных секциях вагонов. При оформлении груза обязательно учитывают особенности транспортировки и разрабатывают логистику таким образом, чтобы требуемые условия сохранялись как во время пути следования, так и при перегрузке и складировании.
В категорию режимных входят:
- химикаты;
- медикаменты;
- косметика;
- растения и цветы;
- парфюмерия;
- продукты питания в упаковках и без.
В большинстве случаев для режимных перевозок используют вагоны-рефрижераторы, оборудованные установками, способными поддерживать нужную температуру в течение длительного времени в широких пределах. Грузы, требующие особых условий перевозок, могут быть как сборными, так и генеральными. Если груз сборный, то партия формируется таким образом, чтобы требуемые условия были идентичными или близкими.
Для каждого из грузов разрабатываются условия перевозок. Для упрощения расчетов и ускорения логистических программ создан ряд фиксированных режимов перевозки. Это:
- интенсивная вентиляция;
- температура ниже -6 С;
- режим от -1 до – 5 С;
- от 0 до +5 С.
Для замороженных видов продукции, например, мяса и рыбы, используют первый режим, то есть на всем пути следования поддерживается температура ниже минус 6 градусов Цельсия. Это наиболее энергозатратные условия перевозки. Экономически целесообразно, чтобы замороженные продукты заполняли весь грузовой отсек.
Режим от -1 до -6оС также требует использования активно действующей охладительной установки. В таких условиях перевозят охлажденные продукты, некоторые напитки, продукты, не портящиеся при замораживании. Фрукты и овощи, дрожжи и полуфабрикаты обычно перевозят при температурах, не превышающих +5оС. То есть создаются условия, близкие к существующим в торговых и бытовых холодильниках.
При заказе транспортной единицы обязательно указывают минимальную и максимальную температуру, при которой допускается перевозка и хранение. Логистика разрабатывается таким образом, чтобы время в пути не превышало срока хранения продукта.
Перед загрузкой партии товара грузовой отсек вагона в обязательном порядке обрабатывается согласно правилам санитарии и гигиены. Такая же обработка проводится после разгрузки транспорта. Перегрузка на станции прибытия производится в условиях, не допускающих нарушения температурного режима, и в те виды транспорта, которые предназначены именно для конкретного груза.
Если перевозка производится в контейнерах, оборудованных холодильными установками, то необходимо проверить, сможет ли продукция охлаждаться в автономном режиме, без подсоединения к сети поезда. Если такой вариант невозможен, то используют изотермические вагоны или рефрижераторные секции с питанием от дизель-генератора. Также для перевозки режимных грузов используются рефрижераторные секции на 5 и 12 вагонов, а при крупных партиях товара — рефрижераторные поезда, состоящие из 21 или 23 вагонов.
Система охлаждения использует аммиак или хладон. При формировании состава с групповой системой охлаждения состав формируют таким образом, что все вагоны используют один тип хладагента. При выборе варианта поезда с вагонами, оснащенными автономной системой поддержания нужной температуры, тип хладагента роли не играет.
К списку статей