Перевозка сыпучих грузов ж/д транспортом
Перевозка сыпучих грузов осуществляется автомобильным, железнодорожным или водным транспортом. Железнодорожные вагоны, хопперы, полувагоны удобны для грузоперевозок на большие расстояния. Автомобили используют как один из этапов сложной мультимодальной схемы при транспортировке малых объемов груза. Водная техника (баржи, буксиры, теплоходы) оправдана, когда необходимо организовать доставку сыпучего груза в труднодоступные места.
Сыпучие грузы обладают высокой плотностью. Даже небольшие объемы их очень тяжелы, результатом этого является рост транспортных расходов. Отличным выходом из положения являются железнодорожные перевозки сыпучих грузов на большие расстояния. Это один из самых распространенных способов, позволяющий перемещать большие объемы продукта. Он экономит деньги и время заказчика, обеспечивает гарантированные сроки доставки. В перевозках такого рода заинтересованы АПК, химическая отрасль. Строительный бизнес также нередко делает выбор в пользу рельсового транспорта, который сравнительно более экономичен в случае доставки больших объемов материалов: песка, щебня, сухой смеси бетона, гипса и тд.
Виды сыпучих грузов
К сыпучим относятся навалочные и насыпные грузы. Они составляют примерно 2/3 общего объема перевозок на железнодорожной сети и разделяются на гранулированные, пылеобразные и кусковые.
Физические характеристики: сыпучие могут склеиваться, как песок, обеспечивая малую подвижность массы, или быть рассыпчатыми подобно гальке. Также важными характеристиками является теплоотдача, рыхлость и вероятность усадки, уплотнения, способность нагреваться.
Химические свойства: есть способность воспламеняться, взрывоопасность. Материалы также могут быстро окисляться при взаимодействии с воздухом, впитывать влагу, менять агрегатное состояние, например, переходить из твердого состояния в газ или жидкость.
Группа насыпных грузов включает:
-
промышленные, которые не нуждаются в защите от осадков. Это уголь, руда, песок. Для таких грузов используется открытый подвижной состав или специализированные вагоны. Существуют даже комбинированные модели с двойной загрузкой. Они позволяют везти в одну сторону сырье, а в обратную – уже полуфабрикат.
-
промышленные, требующие защиты от осадков. Это цемент, известь, минеральные удобрения. Для транспортировки перевозчик выбирает хопперы, цистерны, крытые вагоны.
-
продовольственные, самые популярные среди них – зерно, мука, семена. В этом случае применяются вагоны-хопперы.
Навалочные грузы разделяют на:
-
промышленные (каменный и кирпичный лом, брикеты буроугольные, торфяные) - необходимости в защите от осадков нет. Оптимальны полувагоны с люками, платформы, полувагоны с глухим дном.
-
сельскохозяйственные грузы, которым необходима защита от осадков – бахчевые и овощные культуры. Перевозка осуществляется в крытых вагонах или полувагонах навалом.
Виды железнодорожного транспорта
Для перевозки сыпучих грузов используются следующие типы подвижного состава:
-
крытый вагон. Он предназначен для грузов, которые требуют защиты от атмосферных осадков. Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются вручную или механизированным способом.
-
полувагон. Такие вагоны не имеют крыши, а значит, процесс загрузки механизирован. Они используются для грузов, не требующих защиты от окружающей среды. Верх вагонов открыт, что дает возможность загружать содержимое насыпью.
-
хоппер. Благодаря специальной конструкции бункера перевозчик получает быструю и максимально полную выгрузку грузов.
-
думпкар. Вагон-самосвал служит для перевозки и механизированной выгрузки сыпучих грузов с крупной гранулированной фракцией.
-
бункерный. Эти вагоны имеют несколько емкостей, в которых транспортируются сыпучие грузы (мука, битум, гранулированные материалы).
С появлением на российском рынке новых видов упаковки и специализированного оборудования, транспортировка различных грузов изменилась. Если раньше при транспортировке сыпучих грузов нужно было брать во внимание множество факторов, с появлением специализированной упаковки перевозки стали намного проще и дешевле. На первый план вышли такие свойства упаковки, как возможность одноразового использования, экологичность, нетоксичность и возможность защитить продукт от агрессивных внешних воздействий. Особой популярностью у грузоотправителей стали пользоваться услуги перевозки насыпных грузов в контейнерах со вкладышами. Применение вкладышей для транспортировки сыпучих грузов делает перевозку безопасной, а также экономически эффективной, поскольку для перевозки используются стандартные контейнеры.
Преимущества железнодорожных перевозок
Для железнодорожных перевозок характерен высокий уровень надежности. Заказчик может быть спокоен, так как рисков на сети гораздо меньше, чем в случае с другими видами доставки. Это служит гарантией того, что отправление будет доставлено в срок и максимально сохранным.
Еще одно преимущество, особенно важное для строительного или сельскохозяйственного предприятия: вместе с сыпучим грузом в вагонах можно транспортировать инвентарь и необходимую технику. Таким образом достигается бесперебойный рабочий процессу, который предполагает как длительное, так и краткосрочное планирование.
Нельзя упускать из виду и то, что транспортировка сыпучих железнодорожным транспортом - это самый выгодный и быстрый способ доставки.
Итак, подведем итог – что выгодно отличает рельсовый транспорт от любого другого при перевозке сыпучих грузов:
-
внесезонность;
-
экономичность и безопасность;
-
соблюдение сроков;
-
большой выбор моделей вагонов для организации переправы различных видов грузов;
-
максимальная грузоподъемность;
-
минимальный риск аварий;
-
развитая инфраструктура, позволяющая даже в самых отдаленных городах России производить загрузку, разгрузку подвижного состава, грузовое сообщение.
Правила перевозки сыпучих грузов
Для транспортировки сыпучих грузов действует ряд обязательных правил, поскольку они являются основой промышленной безопасности. А именно:
-
Котлы, кузовы, поддоны должны быть загружены навалом так, чтобы груз не высыпался через верх на дорожное полотно. Дополнительно для этого сыпучие материалы накрывают сверху брезентовым тентом и закрепляют по краям.
-
Транспортное средство должно быть предназначено специально для транспортировки сыпучих грузов и исключать возможность того, что груз просыпется за борт.
-
Для транспортировки рекомендуется использовать вагоны с автоматической системой погрузки и разгрузки. Это могут быть хопперы, аналогичные тем, что применяются при перевозках зерна и других грузов, поставляемых в виде мелких фракций.
-
При погрузке, транспортировке и выгрузке строительных материалов (особенно цемента), необходим постоянный контроль за соблюдением техники безопасности со стороны перевозчика, а также защита материалов от попадания воды и распыления в воздухе. Выгрузка может осуществляться только на специальных эстакадах.
За выполнением требований по транспортировке сыпучих грузов должен следить, в первую очередь, грузоперевозчик, а его представители иметь должную подготовку по обращению с такими грузами.
К списку статей