Перевозка нефтепродуктов ж/д транспортом
Нефть – ценный природный ресурс, необходимый в разных отраслях промышленности. Компании, занимающиеся переработкой нефти, ежедневно отправляют сотни тонн нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Такая доставка отличается безопасностью, оптимальным соотношением цены и скорости, возможностью сразу отправить большие объемы продукции. Разберемся подробнее в особенностях перевозки нефтепродуктов ж/д транспортом.
Востребованность железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт для доставки различных продуктов используется более 150 лет. Этот способ поставки появился даже раньше технологии переработки нефти. И перевозка нефтепродуктов ж/д составами сразу же стала самой популярной.
Среди современных причин отправки продуктов нефтепереработки железнодорожными цистернами выделяют:
-
Развитость инфраструктуры в сфере железнодорожных поставок. И в России, и во всем мире большое количество железных дорог, позволяющих отправлять грузы на дальние и близкие расстояния.
-
Скорость грузоперевозки. Авиатранспорт быстрее доставит товар, чем поезд. Но самолеты не смогут за один рейс доставить большой объем груза, тем более, если речь идет о нефтепродуктах, требующих бережного отношения и соблюдения норм безопасности. Поэтому ж/д цистерны для нефти намного выгоднее других вариантов поставок.
-
Объемы грузоперевозки. По объему груза, который один состав может перевезти за один рейс, с ним сравнится только крупный морской транспорт.
-
Отсутствие влияния погодных условий на доставку. Поезда курсируют между городами круглогодично. Им не страшны снегопады и туманы, как самолетам. И гололед, как автомобилям.
-
Экономическая эффективность. Финансовые затраты на перевозку одинакового количества груза на равное расстояние поездом или автомобилем значительно разнятся. Дешевле обходится наем локомотива, чем обращение к услугам автопоездов.
Все эти преимущества объясняют востребованность железнодорожных грузоперевозок нефтепродуктов.
Используемое транспортное оборудование
Перевозить продукты переработки нефти можно только в специальных цистернах, прошедших соответствующую сертификацию. Емкость таких тар от 50 до 120 тонн. Производятся они из листовой стали толщиной от 8 мм. Отличаются цистерны между собой по следующим критериям: габариты, вместительность, оснащение, грузоподъемность, наличие дополнительного оборудования и марка стали, используемая в производстве.
Любой вариант цистерн для доставки нефти должен соответствовать требованиям и нормам безопасности. Они должны отличаться повышенной прочностью, паростойкостью, бензостойкостью, устойчивостью к воздействию различных химикатов. Важно, чтобы цистерны были устойчивы к образованию электростатических разрядов, чтобы выполнить нормы пожаробезопасности.
Конструкция цистерны разрабатывается инженерами. Цистерны обязательно оснащается инструментами для загрузки и выгрузки нефтепродуктов. Загрузка выполняется через верхние специальные отверстия. Выгрузка – через люки, расположенные внизу вагона.
Дополнительно каждая железнодорожная цистерна оснащается:
-
Смотровыми площадками для технического контроля специалистами.
-
Наружные и внутренние лестницы для обслуживания тары.
-
Сливные и заливные устройства, не допускающие разлива нефтепродуктов.
-
Контрольно-измерительные приборы, показывающие параметры перевозки.
-
Средств пожаротушения для предотвращения пожара или неожиданного воспламенения.
Это оборудование обязательно для безопасной перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Любое нарушение требований влечет административную ответственность для грузоперевозчика. Это связано с опасностью утечки или взрыва нефтепродуктов, которые приводят уже к уголовной ответственности перевозчика.
Дополнительные важные требования к таре
Перевозить нефтепродукты можно только в предназначенных для этих целей исправных цистернах, бункерных полувагонах, принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю. Допускается заключение договора на аренду цистерны.
Каждая цистерна обязательно проходит проверку на соответствие всем техническим характеристиками. Она подвергается испытаниям по каждому пункту требований к таре для нефтепродуктов.
Для каждого типа нефтепродуктов свой вариант тары. Недопустимо применение цистерн для светлых нефтепродуктов для перевозки вязкого нефтебитума и наоборот.
Чаще всего для доставки используют:
-
8-осные цистерны с грузоподъемность в 120 или 125 тонн и емкостью котла в 140 или 161 м³. На них наносится трафарет «Бензин» или «Светлые нефтепродукты».
-
4-осные цистерны с грузоподъемностью в 68 тонн и емкостью в 85,6 м³ с маркировкой «Бензин». Последние подходят только для бензина, керосина, дизельного топлива и других светлых нефтепродуктов.
Оформление груза и документов
Перевозкой опасных грузов, к которым относятся все виды нефтепродуктов, занимаются только компании, имеющие разрешение на данный тип деятельности. Цистерны до выхода на маршрут обязательно проверяют на соответствие ГОСТа, полную техническую исправность и наличие сертификата, разрешающего транспортировку определенных видов нефтепродуктов.
Договор с транспортной компанией заключается на общих основаниях. Для перевозки обязательно составляется акт отгрузки нефтепродуктов с отгрузочными ведомостями и акт сдачи продуктов нефтепереработки. Должны быть заполнены все железнодорожные накладные. Дополнительно оформляются документы на каждую цистерну, где указывается, какое вещество транспортируется в данный момент, и какое перевозилось ранее.
Особенности транспортировки нефтепродуктов железными дорогами
Обязательно проверяется выполнение 4 пунктов доставки опасных грузов:
-
Целостность и исправность упаковки – цистерны.
-
Наличие специальной маркировки, указывающей на степень опасности груза.
-
Соблюдение норм безопасности перевозки ОГ.
-
Выполнение правил хранения опасных грузов.
Тара для доставки нефтепродуктов обязательно маркируется. На нее наносят дополнительные метки и знаки, подтверждающие класс опасности продуктов нефтепереработки.
Процесс заливки нефтепродуктов промышленной стороной строго контролируется и регламентируется. В ходе загрузки учитывается, что продукты нефтепереработки расширяются при изменении температуры. Поэтому запрещено заливать емкость полностью. Всегда оставляют запас для расширения, чтобы избежать взрыва емкости.
Все правила перевозки ОГ разрабатываются с целью минимизировать потенциальные риски, которыми сопровождены все перевозки в нефтеперерабатывающей промышленности. Перевозчики строго следят за соблюдением всех норм и правил, чтобы избежать потери лицензии, административной и уголовной ответственности.
Заключать договор на перевозку нефтепродуктов можно только с грузоотправителем, если у него есть собственные железнодорожные вагоны, или с ответственным грузоперевозчиком, имеющим опыт и лицензию на осуществление данного вида деятельности.
Преимущества и недостатки
Перевозить нефтепродукты железнодорожным транспортом экономически выгодно для отправителя и получателя. Такая доставка отличается несколькими преимуществами:
-
Всесезонность отправки. Цистерны оснащаются дополнительным оборудованием, обеспечивающим нужный температурный режим безопасной доставки и хранения нефти.
-
Широкая география железнодорожных поставок. За счет развитой инфраструктуры отправить локомотив с цистернами можно практически в любую часть России, стран СНГ.
-
Безопасность грузоперевозок. Железнодорожные пути, кроме самих станций, чаще всего проходят в отдалении от населенных пунктов. Это обязательное условие безопасной грузоперевозки опасных грузов.
-
Объемность поставок. Только локомотив может за один рейс перевести столько же груза, сколько и морской крупный грузовой транспорт.
Но ж/д перевозка продуктов нефтепереработки сопровождена и некоторыми минусами. К ним относят:
-
Возможность потери части груза при транспортировке. Во время погрузочных и разгрузочных работ нередко происходят утечки нефтепродуктов из цистерн или емкостей. Но эти потери закладываются в стоимость грузоперевозок.
-
Обязательное применение дополнительного оборудования. Погрузка и разгрузка, доставка в условиях жары или холода требует установки на каждую цистерну дополнительного оборудования и это сказывается на итоговой цене поставки.
-
Нет адресной поставки. Если хранилище, принимающее нефтепродукты, находится в отдалении от ближайшей железнодорожной станции, придется арендовать танк-контейнеры, которые можно перегрузить на автотранспорт и доставить им товар до конечного пункта.
Оптимизировать и выбрать оптимальный способ поставки продуктов нефтепереработки может логист. Он учитывает все варианты маршрута и транспорта. И решает, насколько выгодна каждая отдельная поставка нефтепродуктов железнодорожными цистернами, танк-контейнерами.
К списку статей