Перевозка генеральных грузов
По железным, автомобильным дорогам, морским путям перевозится множество разнообразных товаров. Для упрощения их классифицируют по общим признакам. Это грузы наливные, насыпные, навальные, штучные. Второе название для штучных товаров, которые перевозятся в упаковке или таре — генеральные грузы. Под это определение попадают все готовые товары, сырье и компоненты, которые помещены в коробки, ящики, бочки, короба, тюки и контейнеры или требуют отдельного места. Те же товары, но без упаковки, под определение генеральных не попадают.
Понятие генерального груза
Перевозка генеральных грузов требует тщательной подготовки и сохранности во время пути, погрузки, разгрузки. Такая перевозка осуществляется любым видом транспорта, на весь маршрут выдается один комплект документов, во время транспортировки партия не разбирается.
К генеральным отправлениям относятся:
- железобетонные предметы заводского производства;
- металлопрокат, слитки и заготовки;
- спецтехника;
- лесоматериалы;
- штучные товары в упаковке;
- сырье цветных металлов.
Генеральный груз отличается однородностью, это облегчает погрузку, выгрузку, создание необходимых условий перевозки и хранения. В партию могут входить несколько различающихся по характеристикам, но полностью совместимые предметы, не требующие особых условий для перевозки. Определение, что такое генеральные грузы, довольно емкое. Термин объединяет широкую группу изделий, полуфабрикатов и материалов, которые перевозят в приблизительно одинаковых условиях согласно международным правилам.
Классификация генерального груза
Грузы классифицируют по разным параметрам.
- По весу — легкие и тяжелые (свыше 5 тонн);
- По длине — обычные (до 3 м), длинномерные (свыше 3 м);
- Негабаритные.
Маркируют грузы по специальным кодам, где используются индексы, обозначающие особые требования для конкретного вида:
- «Р» –требует соблюдения определенного уровня влажности, температуры, наличия вентиляции;
- «В» – гигроскопичный или меняющий качества под действием влаги;
- «Г» – чувствительный к пыли и загрязнениям;
- «К» – неустойчивый к коррозии или вызывающий ее;
- «Т» – выделяющие тепло или чувствительные к нагреву;
- «З» – обладающий сильным запахом или впитывающий посторонние ароматы;
- «С» – санитарно-карантинный;
- «О» – повышенной опасности.
В сопроводительных документах параметры приводят в виде дроби, где в числителе указывают характеристики перевозимого предмета, а в знаменателе — факторы, которые могут привести к порче.
Рассматривая возможность перевозки грузов на одном виде транспорта, учитывают взаимное влияние разных видов товаров. По этому признаку генеральные грузы бывают:
- Нейтральные;
- Устойчивые к воздействиям;
- Агрессивные.
Под определение генерального груза попадают как товары в герметичной таре, так и в воздухопроницаемой. Если нейтральный груз в неплотной таре будет находиться по соседству с агрессивными веществами, то возможна его порча. При выборе товаров для совместной перевозки используют выбор по категории или индексы совместимости. Если числитель в маркировке одного груза соответствует знаменателю другого, то такие грузы вместе перевозить нельзя.
Подготовка к транспортировке
Если учитывать, что генеральный груз — это преимущественно готовые изделия и полуфабрикаты, обладающие высокой стоимостью, то для перевозки необходимо провести тщательную подготовку. Это мероприятия, направленные на обеспечение:
- сохранности на протяжении всего пути;
- рационального использования полезного объема транспорта;
- гарантии целостности тары;
- удобства погрузочно-разгрузочных работ.
Правила подготовки и перевозки генерального груза регламентированы ГОСТ 266653-2015. Здесь собраны рекомендации по перевозке разных видов грузов, использовании различной тары и транспорта.
В процессе подготовки проверяется тара, маркировка груза, его пригодность к перевозке, соответствие сопроводительным документам. Также проводится контроль пломб, замков и других средств безопасности.
Маркировка и перевозка генерального груза
Крупные партии генерального груза перевозят без перевалки на одном виде транспорта. В зависимости от пункта назначения и расстояния выбирают транспорт:
- морской;
- речной;
- автомобильный;
- железнодорожный;
- авиационный.
Каждый из видов перевозок обладает определенными особенностями и требованиями к грузам. При выборе транспорта владелец должен учитывать как скорость перевозки, так и стоимость, их соответствие характеристикам товарных ценностей.
Морской транспорт — лучшее решение для международных перевозок крупных партий товара, если он не ограничен по сроку годности. Груз находится в пути долгое время, что не подходит для продуктов питания, например, или некоторых видов медикаментов. Но у морских перевозок есть и большие плюсы — стоимость и малая вероятность повреждения. За один рейс можно перевезти большую партию товара, что привлекает крупных производителей и поставщиков.
Железнодорожный транспорт — решение для континентальных и внутренних перевозок. Скорость доставки выше, чем у морского транспорта, но несколько ограничены объемы и выше стоимость. Удешевлению перевозок способствует развитая сеть дорог и современная инфраструктура.
Автомобильные перевозки — вариант для транспортировки средних объемов товаров на относительно небольшие расстояния как внутри страны, так и за рубеж. Преимущество — это возможность выбора наиболее выгодного маршрута. Сеть автомобильных дорог более разветвленная, чем железных. Привезти груз можно непосредственно к заказчику, а не в ближайший пункт выгрузки, который может находиться за десятки километров. Стоимость автомобильных перевозок не слишком обременительна для владельца.
Авиационный транспорт — характеризуется высокой скоростью, но и значительной ценой. Как правило, самолетами перевозят негабаритные изделия и неразборные конструкции, которые невозможно доставить автомобилями или поездом, или требующие срочной доставки товары.
За сохранность ценностей во время пути несет ответственность перевозчик. Логистическая компания также может оказывать услуги по:
- страхованию;
- оформлению таможенных документов;
- такелажным работам;
- охране;
- экспедированию.
Некоторые виды генерального груза доставляют методом мультимодальной перевозки в стандартных морских контейнерах. Это самый надежный способ доставки независимо от вида транспорта.
Плюсы и минусы генерального груза
Оформление генеральной перевозки полностью оправдано, когда требуется доставить среднюю или крупную партию товара. В этом случае плюсы очевидны:
- высокая сохранность;
- возможность выбора транспортного средства;
- скорость;
- упрощенный вариант оформления документов.
Минусы этого способа перевозок — длительная подготовка, более высокие расценки, чем для сборных партий.
В любом случае, генеральные перевозки выгодны крупным производителям и поставщикам, у которых не возникает сложности с формированием объемной партии однородного товара. Также целесообразны генеральные перевозки для товаров высокой стоимости, скоропортящихся, требующих особо бережного отношения в пути.
В статье использовано изображение от victor217 на Freepik
К списку статей