Основные требования к вагонам с опасными грузами
Основные требования к вагонам с опасными грузами
По железной дороге перевозится множество грузов различного назначения. Особенность ж/д-перевозок — большие объемы товаров, загружаемых в вагоны, танк-контейнеры или цистерны. Ряд веществ классифицируют как опасные. Это материалы и изделия:
- токсичные;
- взрывоопасные;
- воспламеняющиеся;
- химически и биологически активные;
- радиоактивные.
Опасный груз — это вещество, потенциально способное нанести вред человеку или окружающей среде. В зависимости от того, представляет опасность само вещество, продукты разложения или результат реакции с воздухом, водой или другими химическими веществами, грузы классифицируют по универсальной международной системе, маркируют и обозначают транспортные средства для их перевозки.
Классы опасности
Некоторые из веществ запрещены к перевозке, в отношении других действуют определенные ограничения. В последнем случае разработаны специальные правила перевозки и тара определенного вида. Регламентирует перевозки документ Accord européen relatif au transport international des marchandises dangereuses par route, сокращенно именуемый ADR (ДОПОГ). В Соглашении приведены определения всех классов опасных веществ, разработана международная маркировка транспорта и цифровые коды.
Маркировка понятна как для производителей, так и для перевозчиков и получателей груза. В зависимости от класса опасности при перевалке необходимо принимать определенные меры предосторожности. Также на маркировку должны реагировать окружающие: на автодорогах — водители, при ж/д и морских перевозках — обслуживание терминала, технический персонал.
По классификации ADR существует 9 классов опасности:
- взрывчатые вещества;
- сжиженные и сжатые газы, газосодержащие растворы;
- воспламеняющиеся жидкости;
- огнеопасные вещества:
- твердые, легковоспламеняющиеся;
- самовозгорающиеся;
- реагирующие с водой возгоранием;
- окислители;
- окисляющие природные и искусственные вещества;
- пероксиды органического происхождения;
- ядовитые и инфекционные вещества:
- ядовитые вещества;
- инфекционные вещества и продукты переработки животных (побочные);
- радиоактивные природные вещества, изделия, продукты распада;
- коррозионно-активные вещества;
- прочие, представляющие опасность вещества.
Ключевые требования к вагонам
Учитывая сложность обработки опасных веществ и изделий, для транспортировки используют метод мультимодальных перевозок. Для большинства грузов (от 2 по 9 класс включительно) используют специально разработанные танк-контейнеры. Это цистерны, закрепленные в стальном каркасе, по габаритам соответствующим стандартным морским контейнерам.
Для каждого класса или группы грузов созданы свои контейнеры, отличающиеся материалами внутреннего резервуара, которые должны быть нечувствительными к воздействию содержимого, не впитывать запахов и компонентов транспортируемых веществ, обладающих однородной плотностью.
Для каждого из танк-контейнеров или вагонов (для сухих и бутилированных товаров) предусмотрены правила маркировки. На стороны наклеивается специальная табличка оранжевого цвета с указанием цифрового кода по ООН, пиктограмма опасности и номер кода. После доставки транспортные средства очищаются от маркировки и готовятся для перевозки следующей партии.
Не допускается наклеивание новых табличек поверх существующих, это может привести к путанице и непредсказуемым последствиям. После доставки груза танк-контейнеры промывают специальными реактивами и очищают от остатков жидкостей и газов.
Эксплуатационные требования к вагонам
При перевозке опасных грузов поездом грузоотправитель должен предоставить полный пакет документов, характеризующих груз. К вагонам выдвигаются определенные требования. Перевозчик должен знать, какой именно тип вагона, платформы или танк-контейнера нужно предоставить. Подвижный состав должен обеспечивать:
- надежное укрытие груза от внешних воздействий в зависимости от характера вещества: от дождевой защиты до полной герметизации;
- соответствие погрузочно-разгрузочных приспособлений классу опасности;
- надежную фиксацию контейнеров или упаковок во время пути;
- маркировку транспортной единицы согласно требованиям ДОПОГ;
- соответствие используемой тары противопожарным и взрывозащитным нормам.
Пустые вагоны и танки для грузов высокой опасности перевозят без маркировки, но после предварительной полной очистки.
К списку статей