Объём железнодорожной цистерны

Железнодорожные цистерны — основной вид подвижного состава для перевозки жидких и газообразных грузов по железной дороге. Они отличаются по конструкции, количеству осей тележки, объему, грузоподъемности. Основные виды классификации по назначению:
- Для нефтепродуктов — используются для транспортировки нефти, бензина, дизельного топлива, мазута. Они обычно имеют металлический корпус и могут быть односекционными или многосекционными.
- Химические — предназначены для перевозки разнообразных химических веществ, включая кислоты, щелочи, растворители, другие опасные грузы. Они могут иметь специальные покрытия и изоляцию для предотвращения реакций между грузом и контейнером.
- Для пищевых продуктов — используются для транспортировки молока, соков, вина, масла, других продуктов питания. Изготовлены из специальных материалов, которые соответствуют стандартам безопасности для пищевых продуктов.
- Газовые — служат для перевозки сжиженных или сжатых газов, таких как пропан, бутан, аммиак и другие. Оборудованы специальными изоляционными системами и средствами безопасности из-за особенностей перевозимых газов.
- Для жидких удобрений — используются для перевозки аммиачной воды или других азотных удобрений. Комплектуются специальными насосами, а также системами для удобной выгрузки.
Каждый из видов имеет свои характеристики и особенности в соответствии с требованиями безопасности и спецификой перевозимых материалов. Одна из наиболее важных характеристик — объем железнодорожной цистерны. Чаще всего ориентируются именно на этот показатель при выборе подвижного состава.
В чем измеряется объем железнодорожных цистерн
Кубический метр
Для определения количества полезного груза используют объем железнодорожной цистерны в кубах (м3). Обычно вместимость - от нескольких десятков до нескольких сотен кубических метров.
Ориентировочные значения для некоторых типов цистерн:
- Нефтепродукты — от 30 до 100 м3, получили распространение и более вместительные — до 160 кубов.
- Химические — вместимость - от 20 до 70 м3, в зависимости от назначения и характеристик груза.
- Для пищевых продуктов — от 20 до 65 кубических метров в зависимости от типа продуктов.
- Газовые — вместимость от 50 до 130 кубических метров.
- Для жидких удобрений — от 40 до 70 кубических метров.
Показаны приблизительные значения. Фактические объемы зависят от конкретной модели, ее размеров, конструкции. Фрагмент таблицы показывает спецификации цистерн для бензина и светлых продуктов переработки нефти в зависимости от модели и конструктивных особенностей:
Тип цистерны |
Модель |
Объем, м3 |
Грузоподъемность, т |
Восьмиосная |
15-871 |
140 | 120 |
Восьмиосная |
15-880 |
159 | 125 |
Четырехосная |
15-869 |
88,6 |
62 |
Четырехосная |
15-427 |
73,1 |
60 |
Иногда отправители указывают объем груза в кубических дециметрах (дм3), особенно в случаях, касающихся перевозки ценных веществ с высокой себестоимостью, или опасных грузов, над которыми необходим постоянный контроль. В 1 м3 содержится 1000 дм3. То есть, для вычисления объема достаточно знать, сколько кубов в цистерне, и умножить полученную цифру на 1000.
Тонна
В тоннах, собственно, измеряется вес (масса) груза. Учитывая то, что плотность жидкостей сильно отличается от плотности воды, 1 м3 которой весит ровно 1 тонну, то для перевода объема в вес необходимо пользоваться специальными справочниками. Например, куб.м сырой нефти может весить от 820 до 905,5 кг, а серной кислоты (100%) — 1830 кг, а диапазон веса олеума (раствора серной кислоты) находится в пределах от 1066 до 1920 кг.
Грузоподъемность (объем цистерны в тоннах) указывается в маркировке. Стандартные четырехосные цистерны перевозят до 60- 65 тонн груза, а восьмиосные — около 125 тонн. Такие пределы связаны с допустимой нагрузкой на оси тележки.
Литр
Как и кубический дециметр (1 литр = 1 дм3) эта единица измерения используется редко. При необходимости вычислить емкость танка в литрах можно просто умножив объем на 1000.
Какой объём выбрать
Чтобы рассчитать, какой объем жд цистерны нужен для перевозки определенной партии товара, необходимо исходить из следующих позиций:
- Вид груза — для опасных и химически активных, а также скоропортящихся веществ объем жд цистерны выбирают небольшой. Такой подход как обеспечивает безопасность в пути, так и ускоряет обработку груза на конечной станции. Для нефти, ГСМ, удобрений, технических жидкостей, как правило, выбирают цистерны повышенной грузоподъемности.
- Максимальную грузоподъемность вагона. При перевозке тяжелых жидкостей не рекомендуется заполнять танк полностью — нагрузка на оси может превысить допустимую.
- Возможности участков жд путей, а также инфраструктуры на станции получателя. Не все ветви железной дороги могут работать с цистернами увеличенного объема и грузоподъемности.
- Количество груза. Как правило, рассчитывают характеристики цистерн таким образом, чтобы они были заполнены максимально рационально.
Преимущества контейнер-цистерн
Танк-контейнер — цистерна объемом 14 – 26 м3, расположенная в стальном каркасе, размеры которого соответствуют стандартному 20-футовому контейнеру. Это позволяет использовать тару в сфере мультимодальных перевозок. Танк-контейнер перегружается с одного вида транспорта на другой без слива содержимого, что очень удобно при перевозке опасных, химически активных, дорогих жидкостей или газов. Его открывают только при загрузке и в конечной точке, независимо от длины маршрута.
Несмотря на относительно небольшой объем, они более выгодны, чем традиционные. Они позволяют минимизировать затраты при перевозке как небольших, так и крупных партий грузов, снижая затраты на обработку на промежуточных пунктах.
К списку статей