Классификация контейнерных терминалов
Контейнерные мультимодальные перевозки — один из основных способов доставки товаров на дальние расстояния. Перспективы этого вида транспортировки грузов настолько очевидно, что каждый год парк контейнеров и контейнеровозов увеличивается на десятки процентов. Удобство перевалки грузов во многом зависит от выбранного вида терминала — элемента логистики, предназначенного для перевалки, хранения, сортировки и обслуживания контейнеров и танк-контейнеров всех типов.
Что такое контейнерный терминал
В общем понимании, контейнерный терминал — это огромный механизированный склад, предназначенный для обработки исключительно грузов в морских контейнерах. Термин «морской контейнер» (TEU) сохранился с тех времен, когда перевозки осуществлялись преимущественно кораблями-контейнеровозами. Разработан единый стандарт ISO, по которому производятся все контейнеры в мире.
Разработан стандарт с таким расчетом, что контейнеры подходят для транспортировки автомобильным и железнодорожным транспортом. Это позволяет доставить уложенный отправителем товар в конечную точку, не вскрывая контейнера, независимо от того, на каком расстоянии от порта находится получатель. Для того чтобы понять, что такое контейнерный терминал, необходимо коротко обрисовать схему логистики.
Контейнеровоз прибывает в порт назначения, где контейнеры разгружают, сортируют, перегружают на другие виды транспорта для дальнейшей доставки, или выдают получателю. Здесь же оформляют таможенные документы и другие необходимые бумаги. Терминал в порту — это многофункциональный комплекс, обеспечивающий быстрое и точное оформление и распределение грузов. Здесь же находятся цеха по ремонту контейнеров и участки для их сертификации. Деятельность терминалов регламентируется как международными правилами, так и законами страны, где они находятся. Если рассмотреть все виды работ, которые проводятся на терминале, то получим примерно такой список:
-
разгрузка и погрузка контейнеров на морской, речной, автомобильный и железнодорожный транспорт;
-
перемещение контейнеров между разными технологическими участками (пункты разгрузки и погрузки, склады, точки выдачи, ремонтные мастерские и т.д.);
-
хранение контейнеров на открытых и закрытых площадках;
-
сортировка контейнеров по получателям и регионам;
-
оформление транзитных грузов;
-
растаможка;
-
оформление транспортных документов;
-
техническое освидетельствование контейнеров, грузоподъемного оборудования и других средств перевалки грузов;
-
контроль над перевозками внутри страны и на импорт/экспорт;
-
юридическое сопровождение мультимодальных перевозок.
Персонал терминала состоит из специалистов разного профиля, обеспечивающих беспроблемную и своевременную доставку контейнеров по всему миру.
Для терминалов характерен высокий уровень автоматизации. Современные предприятия по переработке контейнерных грузов используют автоматические транспортные машины, штабелеры, и другую складскую технику, специально рассчитанную под TEU. Стандартизация размеров и видов контейнеров позволяет принять их в любой стране мира, отремонтировать, перегрузить без особых сложностей. После доставки груза, контейнер отправляется на сортировку, загружается новой партией товара и спустя некоторое время возвращается к владельцу. Глобализация грузоперевозок практически исключает отправку порожних контейнеров, попутный груз всегда найдется.
Контейнерные терминалы по назначению
Классификация контейнерных терминалов проводится по разным признакам. По особенности деятельности предприятия разделяют по таким признакам:
-
возможность перегрузки на определенные виды транспорта;
-
тип перерабатываемых грузов;
-
административное подчинение;
-
характер грузопотока;
-
объем переработки грузов;
-
генеральный план предприятия.
Терминалы занимаются перегрузкой, сортировкой, или всеми видами деятельности одновременно. В инфраструктуру терминала могут входить как морские, так и железнодорожные и автомобильные магистрали, или только некоторые из них.
Ряд терминалов ориентирован на грузовые операции внутри страны, часть — на импорт и экспорт, значительное количество обеспечивает как внутренние, так и международные операции. Контейнерные терминалы это своеобразные узлы, где сходятся интересы поставщика товаров, получателя и перевозчика. Оборудование предприятия рассчитано исключительно под стандартные контейнеры, что дает возможность перерабатывать громадное количество грузов при минимальных затратах денег и времени.
По планировке рабочих зон терминалы подразделяют на:
-
поперечные;
-
продольные;
-
кольцевые;
-
сквозные;
-
тупиковые.
Выбор проекта терминала зависит от особенностей грузового потока, региона, объема обрабатываемой продукции. В сухопутной части страны строят терминалы, связывающие автомобильные и железнодорожные пути, или только автомобильные, в зависимости от особенностей логистики. Ряд терминалов предназначен для обеспечения логистики опасных грузов, цистерн, или рефрижераторов.
Контейнерные терминалы строят во всех крупных городах и региональных экономических центрах. Крупные предприятия также обзаводятся собственными терминалами, удешевляющими логистику и упрощающую таможенные и другие формальности. Все терминалы можно разделить на две категории — общего пользования и ведомственные (необщего пользования).
Первые рассчитаны на обработку ISO-контейнеров пользователей, независимо от их статуса. Вторые обслуживают конкретные предприятия, или торгово- промышленные группы. Терминалы необщего типа могут работать как со стандартными морскими контейнерами, так и со специализированными, разработанными под конкретный вид продукции.
Появившись в середине ХХ столетия, терминалы позволили упорядочить грузопотоки и интенсифицировать перевозки как внутри стран, так и на международном уровне. Терминалы оборудуют специальными рельсовыми и мостовыми кранами, погрузчиками и транспортной техникой. Размеры терминалов разные, один из самых больших (в Шанхае) занимает территорию более чем два миллиона квадратных метров, протянувшись вдоль побережья на 2,5 км.
В статье использовано изображение от dashu83 на Freepik
К списку статей