Безопасность ж/д перевозок
Среди всех видов транспортных перевозок, железные дороги прочно удерживают первенство не только по объему грузов, но и по их сохранности. Действующие правила перевозки грузов железнодорожным транспортом предусматривают не только регламентирование погрузки, разгрузки, транспортировки, но и безопасность товаров на всем пути следования и всех этапах обработки.
Риски, возникающие при перевозке грузов железной дорогой
Каждый из этапов доставки грузов в упакованном, насыпном, наливном или другом виде сопровождается риском повреждения или полной потери. Анализ грузоперевозок позволяет распределить риски на две группы:
- объективные;
- субъективные.
К первым относятся угрозы, которые не зависят ни от отправителя, ни от перевозчика, ни от получателя:
- природные катаклизмы;
- военные действия;
- политическая нестабильность;
- аварии техногенного характера.
Субъективные риски связаны с преднамеренными действиями человека в отношении конкретного груза. Это воровство, разбой, мошенничество, человеческий фактор персонала, сознательный обман грузоперевозчика. Также сюда можно включить технические неисправности подвижного состава и инфраструктуры, устаревшие модели вагонов и платформ.
Правила безопасной перевозки грузов
Учитывая огромный опыт транспортировки разнообразных товаров, перевозчики разработали определенные правила, позволяющие сохранить максимальное количество грузов и нивелировать субъективные риски. На железных дорогах России созданы такие условия перевозки грузов, что любое злонамеренное действие не может остаться незамеченным.
В первую очередь это относится к краже грузов. В результате прилагаемых на протяжении десятилетий усилий, прямое воровство практически исключено из списка основных рисков при перевозках. На крупных узловых станциях кража невозможна — все составы на виду, а охрана работает надежно.
Для исключения воровства необходимо выполнить несколько действий:
- надежно упаковать товар и закрепить его, особенно на платформах и в полувагонах;
- опломбировать двери вагонов;
- проверить замки;
- установить контрольные знаки;
- ценные товары разместить в прочных контейнерах.
Эти способы позволяют значительно снизить риск воровства и повреждения грузов, но не свести их к нулю. Транспортные риски должны учитываться при перевозке партии груза любого объема. Один из таких рисков — состояние транспорта. Если остановить свой выбор на вагонах инновационных конструкций, количество которых в общем парке достигает 16%, то гарантии безопасности резко увеличатся.
Новые вагоны практически не выходят из строя, не простаивают из-за длительного техобслуживания, отличаются высоким уровнем универсальности. Облегченные полувагоны при более высокой прочности позволяют загрузить на несколько тонн груза больше. При этом нагрузка на ось не увеличивается, а объемы перевозок в сумме возрастают.
Минимизация рисков
Прямые хищения и другие убытки грузоотправителей в большинстве случаев возмещаются страховыми компаниями, если грузы были застрахованы. Самые распространенные виды страховок предусматривают выплаты в случае:
- повреждения при маневрировании;
- аварии поезда со сходом с рельсов;
- разгерметизации вагонов, намокания груза;
- кражи изделий в сборе и снятия их частей.
При анализе случаев повреждения и пропажи грузов и сравнении с общей стоимостью грузоперевозок процент потерь в валовом отношении небольшой. А вот для конкретного грузоотправителя или грузополучателя убытки могут оказаться критическими для дальнейшей деятельности компании. Небольшая цена страхового полиса позволит компенсировать большую часть потерь, если возникнут непредвиденные обстоятельства, которые приведут к потере или повреждению груза.
Другие способы обеспечения безопасности перевозок
Для гарантии сохранности груза необходимо:
- правильно упаковывать груз;
- составить схему такелажных работ;
- подобрать климатические условия перевозки чувствительных к температуре и влаге грузов;
- просчитать логистику доставки;
- вовремя оформить все документы на перевозку;
- оплатить услуги.
Но главное при перевозках — использование надежных платформ и вагонов усовершенствованной конструкции, усиленных тележек. Закупка новых моделей вагонов для обычных и мультимодальных перевозок обеспечит рост объема грузов при снижении количества единиц подвижного состава, снизится нагрузка на рельсы и другие объекты инфраструктуры, что напрямую повысит уровень безопасности ж/д перевозок.
К списку статей